Кукольные дома. Dollhouse.

История возникновения

Кукольные домики – эти миниатюрные копии жилищ – за минувшие столетия не только покорили сердца детей по всему миру, но и стали предметами коллекционирования серьезных собирателей предметов искусства.

Начало
Первый кукольный домснаверняка возник еще в доисторическую эпоху. Кукла первоначально была предметом культа, статуэткой-божком, который, сойдя со своего алтаря, должен был где-то жить. Куклы и их жилища были примитивными, они только обозначли тело и кроватку. Но тем не менее, это были самые настоящие куклы и домики.
Официально задокументированная история dollhouse началась более пяти тысяч лет назад. В одной из древнеегипетских пирамид археологи нашли полный комплект пышного двора. Там была кухонная утварь, повозки, лодки, фигурки людей и домашней живности и даже игрушечная деревянная мебель (дверки шкафов, инкрустированные перламутром, открывались).
В Европе история кукольных домов тоже берет истоки в религии: первыми кукольными миниатюрами стали рождественские вертепы. Деревянный ящик был поделен пополам. Нижняя часть – ад (куда, согласно сюжету, черт утаскивает царя Ирода,  убивавшего безвинных младенцев), а верхняя – тот самых хлев, где родился Иисус. Ясли, солома, деревянные стены сарая – все это создавало обстановку рождественской ночи. А в результате получался кукольный домик, в котором «жили» куколки Марии, Иосифа и Иисуса, куда приходили волхвы со своими дарами, повинуясь свету звезды, вырезанной из блестящей бумаги.

Средние века
Изготовление кукольных домиков мастерами-артельщиками началось в средневековье. Сохранилось несколько домов-витринок, изготовленных в разных странах Европы в период с XVI по XVII век. К концу семнадцатого века мастерство ремесленников достигло своего апогея: детализация потрясает воображение зрителя и сегодня. Мастерами не упущено ни единой детали роскошных интерьеров, в работе они использовали дорогостоящие материалы. Стены господских покоев обтягивали натуральным шелком, посуду отливали из серебра и украшали затейливой росписью, мебель изготавливали из драгоценных пород дерева.
Вследствие дороговизны первые кукольные домики были доступны только богатым семьям и предназначались вовсе не девочкам, а взрослым дамам, которые обставляли свои кукольные дома-шкафы с тщанием и заботливостью рачительных хозяек. В течение всей жизни европейские женщины собирали мебель и приборы для своих домиков, передавая их потом по наследству младшим женщинам семьи.
Такие драгоценные игрушки, распространенные в Германии, Англии, Италии и Голландии, подразделялись на две категории.
Display cases – дом-витрина – это большой ящик-шкаф, зачастую с дверцами, разделенный перегородками на несколько этажей и комнат. Кстати, забавно: эта система повторяла в расширенном виде вертеп и отлично иллюстрировала вертикальное сознание средневекового человека (внизу ад (подвал), в середине – хлев (жилые комнаты), наверху – чистилище (в варианте кукольного дома – прачечная). Интерьер в display cases был вымышленный, но имеющий отношение к конкретной исторической эпохе.
Вторая категория – cabinet house – кабинетный дом, воспроизводящий в абсолютной точности архитектурные особенности и убранство дома, для которого он был сделан.  Такие дома были распространены меньше, и появились куда позже витринных домов.
С течением времени кукольные дома все-таки начали доставаться детям – девочкам, уже способным осознавать не только дороговизну родового артефакта, но и его историческую ценность. Девочка училась управлять хозяйством (ведь в подвалах домов хранились кукольные припасы), а еще, благодаря роскоши дорогой игрушки, с самого детства осознавала могущество и богатство собственной семьи.

Новая история

Когда грянула промышленная революция, волна прогресса докатилась и до производства кукольной утвари и домиков. Если раньше такие игрушки производились в единственном экземпляре и исключительно вручную, то уже в XIX веке фабрики игрушек наладили массовый выпуск мебели и посуды. Благодаря этому кукольный дом стал доступен и детям из не очень богатых семей.
В авангарде производителей оказались две державы – Великобритания и Германия, причем немецкие домики были популярнее. Германские фирмы поставляли аксессуары для кукольных домиков в магазины и лавки Центральной Европы, Америки и даже, невзирая на жесточайшую конкуренцию, в большие лондонские магазины.
Господство Германии на кукольном рынке продлилось вплоть до Первой Мировой войны, после которой пальму первенства у немцев перехватили американцы. Американские компании вступили на поле кукольной битвы с аутентичными репликами домиков первых американских поселенцев, а в результате стали успешными производителями и продавцами всей индустрии. 
После Второй Мировой войны производство кукольных домов и аксессуаров к ним было поставлено на поток. И пусть детализация убранства была сведена к минимуму, а вместо натуральных материалов стали использовать жесть и пластик. Такое упрощение способствовало резкому удешевлению игрушек, так что почти каждая девочка в Европе и Америке становилась счастливой обладательницей dollhouse.
Во второй половине ХХ века художники неожиданно вспомнили про кукольные дома. Так появилось еще одно направление кукольных домов – румбокс, от английского roombox – комната в коробке. Это не потоковые игрушки, а уникальные работы, сделанные в одном экземпляре. Часто румбоксы делают для украшения витрин магазинов или кафе, а также к какому-то знаменательному событию, например, к юбилею или к свадьбе. 

Dollhouse в России
Исторически, в России кукольные дома не были распространены. В XVII-XIX веках редкими европейскими образчиками обладали лишь несколько богатых семей. Интересно, что в России кукольный дом сразу же позиционировался как детская игрушка, а не взрослое развлечение. Один из таких домов европейского производства хранится в запасниках Музея игрушки в Сергиевом Посаде.
Самый известный  миниатюрный дом в России экспонируется во Всероссийском Пушкинском музее в Санкт-Петербурге. Владельцем этого дома был заядлый коллекционер-миниатюрист, близкий друг Пушкина, Павел Воинович Нащокин. В «Нащокинском доме» мебель и утварь –  точные копии особняка хозяина. К тому же они работоспособны, например, на клавиатуре крошечного рояля спицами можно сыграть мелодию, а самовар можно растопить и вскипятить в нем чай.  
Миниатюрную копию гамбсовского столового гарнитура Нащокин заказал самому же  Генриху Гамбсу, который с большим удовольствием принял заказ, исполнив свою же работу в мельчайших подробностях (маленький стол раздвигается точно так же, как и большой). В интерьере дома уделено внимание не только мебели, но и бытовым подробностям: есть щипцы для колки сахара, ножницы для снятия нагара. Всего сохранилось около 600 предметов. Пушкин был большим поклонником увлечения приятеля и с интересом следил за пополнением коллекции.

АРХИТЕКТУРА И МАСШТАБ
 
В Европе (Франции, Германии, Голландии) домики по большей части имеют вид ящика-витрины, иногда застекленной для защиты от пыли или неосторожных воздействий, и не имеют передней стены.
В Америке у кукольного дома для игровых целей отсутствует задняя стена, а фасад с красивой отделкой дополняет образ. Есть и другая конструкция: если дом одноэтажный, у него съемная крыша, а все четыре стены на своих местах.
В Англии, напротив, задняя стена дома образует трехстенную коробку с двумя боковыми, а фасад крепится к домику на петлях и открывается для игры.
Сегодня, как и сотни лет назад, мастера-кукольники достигают виртуозной детализации в интерьерах, воспроизводя как убранства комнат прошлых веков, так и сегодняшние дизайнерские решения.
Масштаб кукольных домиков  различен. В уникальных домах, выполненных в единственном экземпляре, он может не соответствовать ни одному из известных стандартов: мастер волен выбирать свой собственный масштаб.  Так было вплоть до начала ХХ века. Однако единый масштаб кукольной миниатюры стал необходим в период становления массовой индустрии: игрушки разных фирм должны были подходить друг к другу по размеру, иначе собирание кукольного дома вновь становилось дорогостоящим и непростым делом.
Так, масштаб 1:18 (он же - 1 фут к 2/3 дюйма) сразу же стал основным для нескольких крупных фирм Швеции, Америки и Англии, выпускавшем игровые кукольные дома для детей.
Некоторые компании использовали менее ходовой 1:16 (1 фут к 3/4 дюйма).
Масштаб 1:12 (он же – однодюймовый) стал со временем наиболее распространенным для коллекционных кукольных домов в Америке и Великобритании, а потом и по всему миру. Этот же масштаб используется и для создания румбоксов.
Совсем крошечная миниатюра – масштабом 1:144 – стандартно используется для “кукольного дома внутри кукольного дома”. 
 
  • Logo 05
  • Logo 05
  • Logo 05
  • Logo 05
  • Logo 05
    02-01
  • Logo 05
    02-02
  • Logo 05
    02-03
  • Logo 05
    02-04
  • Logo 05
    03-01
  • Logo 05
    03-02
  • Logo 05
    03-03
  • Logo 05
    03-04
  • Logo 05
    04-01
  • Logo 05
    04-02
  • Logo 05
    04-03
  • Logo 05
    04-04